Внеурочной индивидуальной работы по математике  

Внеурочной индивидуальной работы по математике

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики

Методика организации

Внеурочной индивидуальной работы по математике

С учащимися «группы риска»

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»,

профиль «Начальное образование»

«Допущена к защите» Протокол №_______ от____________ Исполнитель: Цыпочкина Екатерина Ивановна (гр. … , заочная форма обучения) ___________________________
Заведующий кафедрой:Сергеев Н.К., д-р пед. наук, проф. ________________________________ Научный руководитель: Иванова Фаина Игоревна, канд. пед. наук, доцент ___________________________
«Прошла защиту» Оценка __________________________ Регистрационный номер __________ С размещением моей работы в ЭБС ВГСПУ согласен (а) __________________________ (подпись обучающегося)

Волгоград


Оглавление

Введение………………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие «творческие способности»…………………………………………….5
1.2 Возрастные особенности младших школьников……………………………..8
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
2.1. Техника и технология валяния шерстью в системе внеурочных занятий по ДПИ………………………………………………….13

2.2. Диагностика развития творческих способностей у младших школьников………………………………………………………………………

2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников на примере занятий по декоративно-прикладному искусству.

Выводы по 2главе………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………..

Приложения……………………


Введение

Актуальность темы. Cовременная cистема образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности. Способствует такому всестороннему развитию ребенка учебное учреждение – в первую очередь общеобразовательная школа, где организуются не только классные занятия, но и осуществляется внеклассная деятельность учащихся в различных формах (кружки, научные общества и т.д.) [5].



Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует достижению более высокого творческого уровня развития мышления. Tворческие способности – далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало потребности в приобщении детей к творческой деятельности. Этот аспект представлял собой самостоятельный процесс. Таланты появлялись сами по себе, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса в информационном обществе становится все разнообразнее и сложнее, творчество является в такой модели общества далеко не основным процессом жизнедеятельности [9].

Так, в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе переменам. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивая в себе творческую активность и творческие способности.

Таким образом, в результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии.



Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. Ключевым предметом в разрешении данной проблематики является урок изобразительного искусства. Изобразительное искусство для младших школьников является важным средством творческого развития и активизации. Уроки изобразительного искусства должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей. Кроме того, уроки изобразительного искусства носят компетентностный развивающий характер.

Л.С. Выготский считал, что « искусство есть не восполнение жизни, но исход из того, что в человеке превышает жизнь. «Чудо» искусства скорее напоминает претворение воды в вино, и поэтому всякое художественное произведение всегда несет в себе какую-нибудь реальную предметную тему или совершенно обычную эмоцию о мире»[1].

В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) [23, с. 53].

Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин [23, с. 67].

В связи с актуальностью и ролью творческих способностей детей в школе сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Проблема исследования: каковы условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства?

Цель исследования является выявление условий развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Объектом данного исследования выступаетпроцесс обучения на уроках изобразительного искусства.

Предметом исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Дать характеристику творческим способностям

2. Выявить особенности развития творческих способностей у младших школьников

3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня развития творческих способностей младших школьников

4. В процессе опытно-экспериментальной работы...

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой внеурочные занятия по декоративно-прикладному искусству в технике валяние шерстью положительно влияют на развитие творческих способностей младших школьников.

Методы:

-теоретические (обобщение, изучение психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта, анализ);

-эмпирические (наблюдение, анализ продуктов деятельности обучающихся, тестирование).

Во второй главе анализируются предполагаемые результаты спроектированной опытной работы по развитию творческих способностей у учащихся на примере внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству.

Этапы исследования:

1 этап. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение методологии, выдвижение гипотезы, определение цели, задач и методов исследования.

2 этап. Проведение констатирующего эксперимента с целью выяснения уровня развития творческих способностей, определение базы для формирующего эксперимента.

3 этап. Проведение формирующего эксперимента, анализ и обобщение результатов экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования – диагностика применялась на педагогической преддипломной практике, и с нее взяты полученные результаты.

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении возможностей использования техники валяния шерстью как вида декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы внеурочных занятий, направленных на развитие воображения учащихся в процессе выполнения декоративной работы.

База исследования: МКОУ ДО «Детско-юношеский центр», Палласовского муниципального района, Волгоградской области.

Работа состоит из введения (5 стр.), двух глав: «Развитие творческих способностей у младших школьников в образовательном процессе» ( стр.) и «Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству» ( стр.), заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Выводы по первой главе

Изучение проблемы творчества и творческих способностей в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.

Творческие способности -это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в младшем школьном возрасте являются:

- Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

- Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Особенностью процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в социально-культурных учреждениях является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.

Одним из эффективных средств развития творческих способностей являются занятия декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство, как компонент художественного образования имеет большие возможности в формировании личностных качеств обучаемого.

Выводы по второй главе

Шерсть - мягкий и пластичный материал, поэтому работать с ней ребятам очень легко. Занятия фелтингом развивают у детей художественный вкус, моторику, формируют сенсорное восприятие, формирует умение творчески мыслить, развивают координацию движений, стимулируют мозговую деятельность, а так же воображение и интуицию.

Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому» (мокрое или горячее).

Мокрое валяние (felting) – это классический способ. Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера. Изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полу объемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполнению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры).

Для сухого валяния (needle felting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть. Эта техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например, таких, как игрушки, в том числе и коллекционные, а также куклы, украшения. Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику, используя возможности валяния и по-мокрому, и по-сухому.

2.) Была смоделирована и проведена опытная работа по развитию воображения у младших школьников на примере занятий по декоративно-прикладному искусству.

В ходе опытной работы на констатирующем этапе для определения уровня воображения проводилась диагностика на основе критериев развития данного качества, которые выделил П. Торренс (беглость, гибкость, оригинальность и разработанность). После проведения диагностики и анализа полученных результатов видно, что у детей преобладает низкий уровень воображения. Была разработана серия занятий, направленных на развитие воображения младших школьников с помощью декоративно-прикладного искусства и применена на практике.

При работе использовались выделенные нами методы: метод «эмоциональной настройки», метод «размышления об изображаемом», метод «оживления изображаемого».

В процессе изобразительной деятельности необходимо учитывать основные принципы развития творческого воображения:

1. Приступая к развитию у учащихся творческой деятельности, необходимо предварительно сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые определения и понятия лучше вводить в знакомом содержании.

3. Фундаментальным является овладение смыслом понятия.

4. Желательно учить ребенка искать решение, принимая в учет, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

5. Важно стимулировать учащихся к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.

При стимулировании творческой активности учащегося, непременно нужно следовать следующим рекомендациям:

1. Предоставить ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Избегать прямых инструкций, давать возможность учащемуся свободно действовать.

2. На базе тщательного наблюдения выявить сильные и слабые стороны учащихся.

3. Не подавлять и не тормозить инициативы учащихся, не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

4. Стремитесь не делать поспешных суждений о результатах творчества учащихся.

5. Возникшие проблемы у детей предлагать решать творчески. Проверяйте различные варианты.

На контрольном этапе вновь провели диагностику для выявления уровня воображения по тем же критериям. После проведения диагностики и сравнительного анализа полученных результатов видно, что у учащихся повысился уровень развития воображения по всем критериям.

Заключение

По задачам! (Зуля: В ходе решения первой задачи, мы выяснили, что……. (см. в ведении первую задачу), описываешь . В ходе решения второй задачи мы выяснили, что…. Третьей, четвертой…)

В выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и изобразительное искусство как фактор их развития.

Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. [21]

Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

В экспериментальной части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников, после чего с ними проводилась работа на уроках изобразительного искусства. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках изобразительного искусства, с применением методических приемов по развитию творческого мышления.

На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень.

Список литературы:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики

Методика организации

внеурочной индивидуальной работы по математике

С учащимися «группы риска»


vse-zaboti-vozlozhite-na-nego-ibo-on-pechetsya-o-vas.html
vse-zasmeyalis-no-smeh-etot-bil-dobrim-bezzlobnim-maksim-protiv-voli-ulibnulsya.html
    PR.RU™