Vershinina Natal'ya Aleksandrovna,

Senior Lecturer, Department of Anatomy, Physiology and Valeology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Abstract: The article deals with the issues of healthy lifestyle formation in primary school pupils and teachers; it also estimates the role of the teacher in the formation of life values of children, in terms of their attitude to their health.

Analysis of current literature allows the authors to reveal that the pedagogue’s activity is connected with neuro-psychological overload which is manifested in a number of psychological and psycho-physiological symptoms. The level of the teachers’ health determines the quality of their professional activity; what is more, the teacher should try to be a model for their pupils to follow in the sphere of health preservation and improvement.

The authors carried out questionnaires among teachers and primary school pupils of the city of Ekaterinburg and Sverdlovsk Region in order to reveal the level of the motivation towards healthy life style in general and the motivation of the teachers towards their own health and the health of their pupils.

The study made it possible to figure out the need to form health culture both among the pupils and the teachers. It was found that a small minority of pupils and teachers observe the norms of healthy life style: do morning exercises, go in for sports and take part in physical activity.

The teachers use various methods and forms of work to create healthy life style habits in their pupils, but the activity of school administration in this area is inadequate, and the school should be more interested in the health of its pupils and pedagogues.

The authors pay special attention to the need to improve interaction within the system “pedagogue – pupil – family” by engaging all education process participants in the active formation of healthy life style.

Keywords:healthy lifestyle; primary school teachers; junior schoolchildren; the system “pedagogue – pupil – family”; health preservation, questionnaire; health culture; motivation.

В профессиональном стандарте, введенном Министерством труда Российской Федерации, к трудовым функциям педагога начального общего образования относится формирование у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни [14].

Ряд ученых (Е. А. Руденко, 2011) рассматривают личность педагога как важное условие, определяющее успешность образовательного процесса и его качество [15]. Не вызывает сомнения, тот факт, что учитель наравне с семьей ребенка участвует в формировании системы его жизненных ценностей, в том числе в области отношений к своему здоровью.

Мы придерживаемся мнения ряда авторов (А. А. Печеркина, 2011; Л. Н. Митина, 2015; Н. Н. Белоусова, В. П. Мальцев, 2016 и др.) что в системе «педагог – учащийся – семья» учитель играет значительную роль в ориентации участников педагогического взаимодействия [5; 13; 15]. Поэтому успешность педагогической деятельности, в особенности в области здоровьесбережения, будет зависеть не только от того как учитель умеет координировать свое поведение, поступки, высказывания, эмоции и чувства, но и от состояния его физического и духовного здоровья [Цит. по: 13, с. 4]. В конечном счете, это определяет успешность совместного труда по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья.

Некоторые исследователи (О. А. Анисимова, 2005; И. А. Новикова, М. С. Зехова, 2011, Н. А. Баженова, 2015 и др.) утверждают, что профессиональная деятельность педагога является одной из наиболее напряженных как в психологическом, так и социальном плане; труд учителя здоровьезатратен и входит в группу профессий с большим числом стресс – факторов [4; 10; 12].



Е. В. Меттус (2010) указывает, что у значительной части учителей отсутствует мотивация на здоровьесозидающую педагогическую работу и заботу о собственном здоровье, кроме того, они не обладают нужными знаниями и умениями в этой области [9]. Н. А. Малярчук утверждает, что все без исключения педагоги должны владеть знаниями о здоровье и здоровом образе жизни [8].

Как считают многочисленные авторы (Е. Г. Степанов, Р. М. Фасиков, Н. А. Диденко, 2011; О. Ф. Жуков, Н. С. Россошанская, 2011; Л. Ф. Савинова, 2012; В. С. Акимова, И. Б. Ишмухаметов, 2012; Н. А. Баженова, 2015; М. А. Асланханов, 2016), долгое время проблеме здоровья педагогов, как отдельной категории лиц, не уделялось достаточно внимания, а качество образования не ставилось в зависимость от уровня здоровья учителей [1; 2; 4; 7; 17; 18]. Вместе с тем, не вызывает сомнения тот факт что, учитель обладающий высоким уровнем физического, психического здоровья и придерживающийся в своей жизни ценностей ЗОЖ, способен более качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Такой педагог эффективно справляется со стрессами, которые возникают в современной школьной среде, ведет долгую и активную педагогическую жизнь, становится образцом для своих учеников, транслируя свой опыт в области сохранения и укрепления здоровья.

Е. А. Багнетова, И. В. Сорокун, О. Л. Нифонтова (2011) отмечают, что культура здоровья является составляющей общей культуры человека [3, с. 309]. Культура здоровья педагога является неотъемлемым условием процесса формирования культуры здоровья у учащихся.

В настоящее время, следует отметить, что состояние здоровья детей вызывает опасение со стороны специалистов. Так, например, частота встречаемости функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников в возрасте до 10 лет составляет 65–75%, функциональные отклонения в сердечно-сосудистой системе от 35% в первом классе, до 85 – 90% школьников в третьем – четвертом классах. В структуре заболевания младших школьников третье ранговое место занимают отклонения в системе пищеварения. С возрастом патология желудочно-кишечного тракта увеличивается и диагностируется у каждого 4–5 учащегося. Прослеживается отчетливая тенденция к увеличению распространенности среди современных детей эндокринно-обменных нарушений и отклонений в физическом развитии – дефицита и избыточности массы тела, ожирения [5; 6; 16].



Как указывает Л. Н. Митина (2015) положение может и должен изменить учитель, демонстрирующий психологическую невосприимчивость к внешнему отрицательному влиянию школьной среды, способствующий активному распространению положительного нравственного опыта, сохранении и укреплении здоровья [11, с. 8].

Несомненно, необходимо формирование установки на взаимную ответственность за сохранение, укрепление и развитие культуры здоровья среди педагогов, учащихся, родителей, администрации школы и других участников образовательного процесса.

Исходя из выше сказанного, проблема сохранения здоровья у школьников и педагогов и формирования у них здорового образа жизни является значимой и актуальной.

Для выявления уровня сформированности мотивации к ЗОЖ нами разработаны анкеты для учащихся и педагогов, включающие вопросы о здоровом образе жизни, двигательной активности и режиме питания.

Проведено анкетирование по вопросам отношения к своему здоровью и ЗОЖ среди школьников и педагогов начальных классов. Было опрошено 268 детей из них 151 девочка и 117 мальчиков в возрасте 9–12 лет, а также 61 педагог женского пола от 20 до 40 лет, работающих в школах г. Екатеринбурга и Свердловской области.

По результатам анкетирования детей о жизненных ценностях были получены следующие ответы, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение ответов учащихся в виде ранжирования по местам

Ценности Место, которое они занимают
Девочки (n=151) Мальчики (n=117)
качественное образование
хорошее здоровье
семья
дружба
красота
материальное благополучие

Нами отмечено, что все опрошенные обучающиеся признают значимость здоровья и необходимость вести здоровый образ жизни. Более 65% респондентов среди школьников считают свой образ жизни здоровым. Для укрепления своего здоровья они чаще всего занимаются спортом, регулярно и правильно питаются, имеют позитивные отношения в семье и со сверстниками.

На вопрос о регулярности занятий утренней зарядкой среди мальчиков положительно ответило 22%, среди девочек – 36%. Регулярно занимаются физическими упражнениями помимо физкультуры в школе 75,5% респондентов мужского пола и 73% женского.

Что касается осведомленности учащихся о важности рационального питания, то 85% мальчиков и 90% девочек ответили, что имеют представление о важности его для своего здоровья. Однако 12% школьников отметили, что они только в школе один раз в день принимают горячую пищу.

Интересны ответы учащихся об источниках получения информации о способах сохранения своего здоровья. Среди опрошенных детей 60% получают знания о вредных последствиях алкоголя и курения в семье, 69% мальчиков и 80% девочек ответили, что получают подобную информацию в школе.

Анализ анкетных данных свидетельствует, что школьники понимают важность ведения здорового образа жизни, опасность вредных привычек, значимость занятий физической культурой и спортом и рационального питания, но не всегда следуют принципам ЗОЖ.

Опрос педагогов позволил выявить, что они заботятся о своем здоровье и здоровье детей. На вопрос анкеты о наиболее популярных формах работы по проблеме здоровьесбережения среди школьников были получены следующие ответы: 71,4% респондентов указывают, что чаще всего используют в своей педагогической деятельности профилактические беседы по вопросам ЗОЖ и профилактики заболеваний. Интересным является тот факт, что 52,6% молодых педагогов прибегают к рассмотрению вопросов здоровьесбережения на уроках в школе и через внеклассные мероприятия (конкурсы, уроки здоровья, экскурсии и др.); среди опытных педагогов 50% считают более популярными физкультурно-оздоровительные мероприятия и игры.

Наиболее эффективные и дающие положительный результат методы формирования ЗОЖ у учащихся около 40% респондентов указали на личный пример для детей. На втором месте по значимости находится физкультурно-оздоровительная работа. Ряд учителей считают особенно важной работу с родителями и обучение членов семьи по вопросам здоровьесбережения.

Практически 79% учителей отмечают, что состояние здоровья современных детей является неудовлетворительным, имеют некоторые отклонения от нормы и испытывают обоснованную тревогу в связи с этим фактом.

Значимыми факторами, влияющими на формирование культуры здоровья современных детей, участники опроса указали следующее: семью (92%), на втором месте (50%) - система дошкольного и школьного образования, на третьем месте – интернет (26,5% соответственно).

На вопрос анкеты о состоянии своего здоровья 16% педагогов оценивают как неудовлетворительное, а большинство респондентов считают его как хорошее.

Чаще всего для поддержания здоровья молодые специалисты стараются бывать на свежем воздухе, избегать вредных привычек и высыпаться, кроме того, они предпочитают соблюдать режим и рацион питания; 71% педагогов, проработавших в школе более пяти лет, активно занимаются спортом и фитнесом.

Молодые специалисты (24,4%) соблюдают режим дня, 26,2% регулярно посещают врачей и следуют их рекомендациям, практически более половины признались, что их режим питания имеет погрешности и не соответствует возрастным нормам.

Нас насторожил тот факт, что только 47,5% завтракают перед работой, делают это нерегулярно 36% опрошенных и более 16% не завтракают вовсе.

На наш взгляд решение вопросов формирования здорового образа жизни и культуры здоровья у школьников необходимо начинать с самих педагогов, так как нельзя требовать от учителя того чему его не учили.

Для этого необходимо проводить переподготовку учителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в системе « педагог – учащийся – семья». В рамках таких курсов «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Теория и практика профилактической работы по профилактике употребления психоактивных веществ в школьной среде», «Физиологические, психологические и социально-педагогические основы здорового образа жизни», «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагогов». Данные курсы должны включать в себя теоретические и практические вопросы по физиологическим и психологическим показателям состояния здоровья, его восстановлению и укреплению среди учащихся и педагогов, разработку и реализацию конкретных педагогических мероприятий по формированию мотивации ЗОЖ и ценности здоровья среди всех участников образовательного процесса.

Литература:

1. Акимова, Л. А. Культура здорового и безопасного образа жизни как основа формирования здоровья учащегося / Л. А. Акимова, И. Б. Ишмухаметов // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 116 - 119.

2. Асланханов, М. А. Проблема профессионального здоровья современного учителя общеобразовательной школы / М. А. Асланханов // Апробация. – 2016. - №12 (51). – С. 7 – 9.

3. Багнетова, Е. А. Профессиональная значимость культуры здоровья и образа жизни учителя / Е. А. Багнетова, И. В. Сорокун., О. Л. Нифонтова // Открытое образование. - 2011. - № 2-2. - С. 308 - 312.

4. Баженова, Н. А. Сохранение и укрепление здоровья педагога в процессе профессиональной деятельности / Н. А. Баженова // Биологический вестник. – 2015. – №1а. - С. 11 - 14.

5. Белоусова, Н. А. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования [Электронный ресурс] / Н. А. Белоусова, В. П. Мальцев // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25842 (дата обращения: 23.10.2017).

6. Бельская, А. И. Снижение эффективности работы и уровня физического здоровья – следствие синдрома профессионального выгорания / А. И. Бельская // Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача: материалы online конференции. – 2012. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/881-health-educator-as-a-management-and-psychological-and-pedagogical-problem-5?start=1 (дата обращения: 23.10. 2017).

7. Жуков, О. Ф. Профессиональное здоровье учителя / О. Ф. Жуков, Н. С. Россошанская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. - №3 (73). – С. 75 – 78.

8. Малярчук, Н. Н. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях / Н. Н. Малярчук // Вестник Тюменского государственного университета. -2013. - №9. – С. 71 - 81.

9. Меттус, Е. В. Здоровье учителя: определяющие факторы и необходимые условия / Е.В. Меттус // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2010. - № 12. - С. 37 - 39.

10. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова; под общ. ред. Л. М. Митиной. – М. : ACADEMIA, 2005. – 362 с.

11. Митина, Л. Н. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Л. М. Митина. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2015.

12. Новикова, И. А. Психологический стресс у педагогов, проходящих процедуру аттестации / И. А. Новикова, М.С. Зехова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. - №5(10). URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 24.10.2017).

13. Печеркина, А. А. Профессиональное здоровье учителя в условиях инновационных преобразований: определение и структура / А. А. Печеркина // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 13 - 17.

14. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» от 18.10.2013 г. №544н (с изм. от 25.12.2014).

15. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования: коллективная монография / Под ред. Л. М. Митиной. – М.; СПб.: Нестор-История, 2015. – 416 с.

16. Руденко, Е. А. Педагогические ценности учителей начальных классов / Е. А. Руденко // Начальная школа плюс до и после. – 2004. - №12. – С. 16 – 18.

17. Савинова, Л. Ф. Культура здоровья учителя и условия ее формирования / Л. Ф. Савинова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2012. - № 3 (23). - С. 164 - 170.

18. Степанов, Е. Г. Труд и здоровье учителей общеобразовательных школ в современных условиях / Е.Г. Степанов, Р. М. Фасиков, Н. А. Диденко и др. // Медицина труда и промышленная экология. – 2010. – № 6. – С. 24 - 27.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Малозёмова Ирина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра естествознания и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: Maloz.65@mail.ru

Анохина Полина Петровна,

студент, кафедра естествознания и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: Maloz.65@mail.ru

Ключевые слова:начальное образование; внеучебная деятельность; здоровье.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования культуры здоровья учащихся начальных классов. Предложены пути решения проблемы в учебной деятельности (организация и содержание урока) и внеучебной (классные часы), а также организация двигательной деятельности детей.


veselaya-molchanka-ili-peredaj-drugomu.html
veselij-chestnij-i-obshitelnij.html
    PR.RU™